Поговорим о юношеском возрасте…

IMG_7749С точки зрения возрастной психологии, старшеклассники вступают на особую ступень возрастного развития – период ранней юности. Юношеский возраст – это переходный период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Важнейшая особенность юношеского самосознания – формирование временной перспективы, обращённость в будущее.

1В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, потребность в общении и, одновременно, в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив. В связи с этим, уважаемые родители:
1.Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы).
2.Способствуйте формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей. Профессиональное самоопределение — важнейшая задача данного возраста.
3.Оказывайте поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа.
4.Способствуйте формированию чувства ответственности, рефлексии.
5.Учитывайте возросшую потребность юношеского возраста к дружескому и интимному общению: терпимо и безревностно относитесь к встречам ребенка с друзьями, особенно противоположного пола. Помните – вы тоже были молодыми.
6. Не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «То ли еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает».
7. Сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.
8. Не требуйте полной откровенности ребенка, он имеет право на свои секреты.
9. При сложности в живом общении желании узнать, чем живет ребенок попробуйте пообщаться с ним через смс, мессенджеры в сети Интернет. Не используйте полученную информацию и секреты ребенка ему во вред, особенно во время конфликтов.
10. Помните, самое ценное не количество времени, проведенное вместе с ребенком, а его качество. Дарите эмоции, именно они будут ресурсом в тяжелое время ребенка.
11.Указывать ребёнку на его реальные достоинства (именно реальные, а не выдуманные) и реальные недостатки. Ни в коем случае не следует захваливать и занижать требования.
12. Не лишать подростков права выбора и права на свои ошибки. Чтобы не отдалить от себя ребёнка, лучше в обычной беседе, без упрёков и нравоучений, высказать свои опасения и пожелания.
Педагог-психолог Алпатова Наталья Сергеевна